Закрыть
(495) 410-40-99

О театре Сатиры

Московский академический театр Сатиры: экскурс в прошлое 

Как часто нам не хватает радости и смеха в серой и скучной повседневщине… Ежедневно приходя с работы домой, мы включаем телевизор и принимаемся за обсуждение мистики, боевиков, трагедий и драм. А ведь такие просмотры напрягают не только нашу голову, но и нервы. Согласитесь, ведь нет ничего предпочтительнее, нежели сходить в театр, и расслабится всей душой и телом, в то время как ваш мозг будет полностью отдыхать от ежедневной загрузки, сердце с каждой минутой спектакля будет наполняться яркими и восторженными чувствами. Особенно, если это Московский Академический театр Сатиры. Здесь каждое действие доставляет колоссальное удовольствие, а улыбка не сходит с уст. Театр Сатиры в Москве – это отличная возможность отдохнуть от работы, рутины, погрузиться в состояние глубокого размышления над судьбой главных героев. Здесь время - бессильно, а отдых – прекрасен.

Академический театр Сатиры в Москве представляет собой большое серое здание, которое равномерно расположилось на Триумфальной площади города. Если быть точнее, дом практически находится на перекрестке улиц Триумфальной и Тверской. Купол театра напоминает летающую тарелку. А в центре самой Триумфальной площади возвышается памятник Маяковскому, который служит путеводителем для многих иностранных туристов, желающих побывать на знаменитых спектаклях с «перчиком» в Театре Сатиры. Тем не менее, история возникновения театра не менее увлекательна, чем постановки в нем самом.

Еще до первых признаков появления революционных движений в России, уже берет свое начало история возведения театра. Несмотря на предреволюционную обстановку, люди не переставали посещать публичные заведения. Здание театра в те годы истинно носило название цирка. Это был единственный цирк в те времена в России, который принадлежал братьям Никитиным. Нельзя сказать, что Никитины были профессионалами своего дела, точнее – новаторами, которые решили с помощью трюков с животными заработать на жизнь. Это здание было не только цирком, но и местом жительства братьев. Но, не все было так гладко, как было задумано Никитиными. Часть населения нищала, а остальная – посещала представления редко. Поэтому вскоре возник недостаток пищи для животных. Никитины не смогли прокормить своих питомцев, поэтому цирк пришлось закрыть и переехать в Подмосковье. Зверей братья продали зарубеж, а сами стали коротать свои дни в сельской местности, обзаведясь хозяйством из коз и курей, чтобы как-то выжить в трудные времена.

Место бывшего владения «циркачей» вскоре стало театром. Согласно слухам здание было выкуплено иностранным зажиточным публичным лицом, имя которого до сих пор остается неизвестным. Сюда переехал Московский мюзик-холл. Но, мюзикл особо не был воспринят российским зрителем того времени, поэтому его сменил Театр оперетты, вслед за которым прочно обосновался театр сатиры.

Официальная дата возникновения театра Сатиры в Москве относится к 1924 году. Это законный день зарождения театра – доброго юмора. Такой театр пришелся всем по душе. Здесь люди напрочь забыли о своих проблемах и начали смотреть на мир с добротой и радостью. Каждое представление все больше и больше покоряло сердца не только местных жителей, но и приезжих. Слава стала разноситься по всему миру. Первое время было очень трудно с деньгами, ведь театр нужно было немного реорганизовать, обустроить. Поэтому на помощь пришли культурные деятели ближнего зарубежья, на средства которых возводился театр.

Первый спектакль в театре Сатиры носил название «Москва с точки зрения…». Это был успешный старт в долгой «карьере» театра. Это своего рода начальный репертуар, который послужил отражением закоренелых нравов и стойкого революционного характера современности. Репертуар того времени не включал произведения, которые с уверенностью можно было бы отнести к пьесам. Скорее всего, эти спектакли можно было назвать определенного рода сценкам, в которых постоянно присутствовала тема бытовой жизни, известных личностей, политики, но в которой обязательно четко прослеживалась комедийная форма. Жизнь людей на сцене выглядела просто, но искренне смешно. Множество интересных и красочных спектаклей было поставлено на сцене театра Сатиры, например, «Спокойно, снимаю!», «Нужная бумажка», «Захолустье», «Национализация женщин», «Мишка, верти». Так, в представлении «Нужная бумажка» уделялось внимание бюрократизму чиновников. Как говорится, «Без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек». Это были остро наболевшие темы, которые волновали всех. Но, благодаря некой иронии зрители наслаждались каждым поставленным моментом. Художественный руководитель театра Сатиры, Алексей Григорьевич Алексеев, занимал вышеуказанную должность с 1924 по 1928 гг. Родной город Алексеева – Санкт-Петербург. По образованию – юрист с красным дипломом юридического факультета университета в Киеве. Но, все время Алексея Григорьевича тянуло к эстраде. Свои первые шаги к сцене он начал в 1909 году, а уже пару лет спустя был назначен на должность художественного руководителя Одесского Малого театра. Здесь он покорял сцену в образе аристократа, которому прекрасно шел фрак. Также, до тех пор, пока не стал художественным руководителем театра Сатиры, работал в театрах провинции и Петрограда. Опыт Алексеев приобрел немалый, что в дальнейшем ему помогло при руководстве театром.

Репертуар Сатиры значительно начинает расширять свои границы в тридцатые годы ХХ столетия. Спектакли стали подаваться зрителям еще с большей иронией. В эти годы популярностью пользуются постановки на бытовую тему. Таким образом, люди могли посмотреть на самих себя в различных повседневных ситуациях. Такое действие забавляло и даже преподносило поучительный урок. Каждый спектакль – это мораль для каждого человека. Как известно идеальных людей не существует, поэтому лучше учиться на ошибках чужих, нежели приобретать горький опыт на своих.

1940-1950 годы – это время смешных произведений выдающегося писателя Маяковского. Его шедевры «Мистерия-буфф», «Клоп» и «Баня» играют этапную роль в развитии театра. Зритель, приходя на поставленные пьесы, не только овладевает литературным своеобразием творчества великого русского писателя, но и духовно просвещается. Причем максимально отдыхая от будней. В 50-е годы пародия приобрела свою популярность.

З0-е годы ХХ столетия снова привлекают зрителей театра Сатиры своими разнообразными бытовыми комедиями. Известно, не что так не смешит человека, как быт. В быту познается многое и раскрывается сущность самих людей. Поэтому и был вновь задействован этот жанр. Выдающимися постановками этого периода являются «Мелкие козыри» (1937г.) и «Чужой ребенок» (1933г.).

За все это время театр на своем веку сменил немало руководителей. С 1926 по 1929 гг. был Д. Г. Гутман, далее - Н.М. Горчаков (1933-41 и 43-48) и Н. В. Петров(1948-53). Но, каждый художественный руководитель для театра делал все возможное и невозможное, чтобы увековечить его традиции и существование. Продолжателем такой роли стал и В. Н. Плучек в 1957 году. Плучек решает немного изменить ход сюжета театральных постановок и разбавить их репертуаром философии, трагической сатиры и другими жанровыми элементами от трагедии до фарса. Зрители воспринимают такую перемену в направленности искусства театра на ура. Немного драмы в любой комедии не помешает. Ведь, должна же быть изюминка и кульминация, которая сначала «завернет душу», а потом ее «развернет». Плучек ставит знаменитую пьесу Н. Хикмета «Дамоклов меч» и «А был ли Иван Иванович?». Спектакль, который покорил миллионы зрителей - «Дамоклов меч», был поставлен в 1959 году. Здесь было и переживание, и любовь, и сатира. О спектакле говорили год.

Известное произведение П. Бомарше «Женитьба Фигаро» послужило еще одним толчком для успешной очередной постановки пьесы, в главной роли которой выступил величайший актер Андрей Миронов. Пьеса была впервые поставлена в 1969 году. Этот спектакль вызывал аншлаги, ведь зрителю нравилось то, как актер Миронов прекрасно исполнял свою роль.

 

 

Следующей временной отрезок ни чем не уступает по качеству и количеству поставленных спектаклей, например, Н.В.Гоголя «Ревизор» (1972), где главную роль исполнили городничий — Анатолий Папанов, Хлестаков — Андрей Миронов, а сама постановка принадлежит Валентине Плучека); А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1976); А.П. Чехова «Вишневый сад» (1983); Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» (1994). С 1984 года театр заслужено обретает звание «Московского Академического театра Сатиры». Уже в 2002 году в самом театре был открыт музей, хранящий множество старинных вещей, которые еще недавно выступали в роли театрального атрибута, к примеру, старые рекламы и афиши, подарки благодарных зрителей, давно забытые фотографии. Этот музей пользуется популярностью среди местных и особенно среди туристов. Он хранит в себе всю информацию прошлого столетия, которое послужило становлением Московского Академического театра сатиры. Свой 80- летний юбилей театр сатиры отпраздновал в 2004 году, а уже 85-летие – в 2009 году.

 

 

Современный репертуар, конечно, отличается своим богатым разнообразием. Каждый день, поблескивая своим старинным куполом, который еще остался от бывшего цирка, театр приглашает своих зрителей на интересные спектакли. Постановки в театре запросто удовлетворят даже самого завзятого литературного критика. Здесь не только ставятся классика мировой и русской литературы, но и современная эпоха наложила свой значимый отпечаток. Здесь вы непременно увидите музыкальную комедию В.Дмитриева «Русский секрет», повести Николая Лескова, пьесы Евгения Замятина «Блоха», «Левша», «Квартет» Рональда Харвуда, «Женщины без границ» Юрия Полякова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрида Линдгрена. Кроме того, новые постановки не дадут вам соскучиться, к примеру, «Слишком женатый таксист». Прекрасное содержание юмористических пьес и великолепная подборка актеров позволяют действию быть веселым и захватывающим.

Одними из выдающихся актеров являются Защипина Наталья, Васильева Вера, Олейников Илья, Барило Андрей, Пивень Юлия, Кирилл Лавров, Валерий Ивченко, Зинаида Шарко, Нифонтов Юрий, Симонец Александр, Авшаров Юрий, Пеньков Николай, Вавилов Олег, Зенин Андрей, Кассин Олег, Феклисова Нина, Фекленко Наталья, Бакин Виктор, Колповский Сергей, Куликова Мария, Воеводин Александр, Михайловский Иван, Добронравов Федор, Лагутин Игорь, Антонова Светлана, Олег Вавилов, Марина Ильина, Алексей Колган, Вадим Завьялов, Екатерина Хлыстова, Зинаида Матросова, Варвара Владимирова, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Юрий Авшаров, Вера Васильева, Наталья Карпунина, Юрий Нифонтов, Валентина Шарыкина, Елена Ташаева, Александр Симонец, Федор Добронравов, Ташаева Елена, Воробьев Юрий, Каратаева Надежда, Кирсанова Арина, Урбаков Сергей.

Московский Академический театр сатиры популярен своими постановками и зарубежом. Все граждане, которые приезжают из-за рубежа непременно стараются посетить театр. Согласно их мнению, даже русский язык становится понятным, всего лишь посмотрев на жесты и мимику актеров. Многие актеры снимаются в кино, что позволяет завоевать миллионы сердец поклонников. Но и все они посвящают уйму времени театру, как они говорят сами – театр это прародитель культуры и массовой любознательности, которая не только расширяет наш кругозор, но и обеспечивает моральную поддержку в любое время. И это верно. После похода в театр Сатиры весь негатив где-то девается, с лица не сходит улыбка, в душе горит зажженный огонек любопытства и удовлетворенности, а с уст не сходят положительные эмоции в процессе общения. Только театр Сатиры позволяет отдохнуть, побыть наедине с прекрасными актерами и удивительной постановкой, которая вызывает только искренней смех и эмоциональную разгрузку.
 

Галереи


Спектакль "Триумф на триумфальной"
Театр Сатиры в картинках
Театр Сатиры в картинках

Новости

© 2008-2011 Неофициальный сайт театра
Консультации по телефону: (495) 410-40-99