Закрыть
(495) 410-40-99

Николай Михайлович Горчаков

Горчаков Николай МихайловичГорчаков Николай Михайлович

Родился Николай Михайлович Горчаков в веке, уже позапрошлом – в 1898 году, 7 августа, в семье петербуржца М. Дитерихса (фамилию Горчаков в качестве псевдонима он возьмет позже, позаимствовав ее у родни). Николай Михайлович был педагогом, является кино - и театральным режиссером, заслуженным деятелем искусств (доктор искусствоведения) в третьей Студии МХТ. Именно там ему посчастливилось быть учеником великого Вахтангова. Незаурядная трудоспособность, талант и дар организатора уже в 1922 году дали ему возможность исполнять в студии обязанности режиссера, и поставить в новой трактовке «Битву жизни» Ч. Диккенса. Вплоть до 1924 года эта пьеса имела ошеломляющий успех.

В бурные годы революционных свершений и гражданской войны неспокойно было и в театральной жизни. Горчаков Николай Михайлович возглавляет отколовшуюся от вахтанговской студии группу единомышленников, жаждущих по-иному видеть сценическое искусство. В том же 24-ом они переходят в МХАТ, где, после некоторых корректив, сделанных К. Станиславским «Битва жизни» входит в постоянный репертуар. Работает Горчаков и в спектакле «Горе от ума» (1925), задействован в мелодраме «Сестры Жерар», ставит лирический водевиль начинающего драматурга Катаева «Квадратура круга», а так же «Дерзость» Погодина. В качестве актера участвует в постановке «Три толстяка» Олеши, «Земля» Вирты, «Мольер» по М. Булгакову (последний был снят с репертуара по конъюнктурным соображениям).

С 1933 года Николай Михайлович Горчаков, не покидая МХАТ, как актер, возглавляет Московский Театра Сатиры, где репертуарной базой становится новая советская комедия. Он сотрудничает с В. Катаевым и В. Шкваркиным, А. Толстым, М. Левидовым, В. Киршоном. Сделанная вместе с Р. Корфом постановка спектакля «Чужой ребенок» Шкваркина в 33-м году становится театральным событием. В этом же году под давлением коллективов обоих театров он сосредотачивается над работой непосредственно во вверенном ему Театре Сатиры, но МХАТ остается дорогим для него и очень значимым этапом.

В самом начале Великой Отечественной войны именно Горчаков Николай Михайлович организовывает работу единственного в Москве драматического театра, где ставит впервые «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, чем поддерживает дух москвичей. А в довоенный период по рекомендации Комитета по делам искусства Горчаков возвращается в Театр Сатиры, где ставит «Нечистую силу» Толстого, «Чрезвычайный закон» Тур и Шейнина, «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» Корнейчука. Негласный титул «шедевра грации и иронии» заслужила постановка в трактовке Горчакова «Школы злословия» Р. Шеридана. А такие спектакли, как «Поздняя любовь» по А. Н. Островскому, «Осенний сад» Хелмана, «Беспокойная старость» Рахманова именно в неповторимой постановке Николая Михайловича Горчакова продолжала жизнь в репертуаре МХАТа до 1974 года, пережив своего постановщика почти на 15 лет.

Лауреат Государственной премии, автор работ по театроведению, блистательный инсценировщик, член Союза писателей, завкафедрой режиссуры, профессор ГИТИСа, преподаватель Школы-студии МХАТ, руководитель театров и актер, Николай Михайлович Горчаков ушел из жизни тоже в августе, 28 числа 1958 года в Джубге.

 

 

 
© 2008-
Консультации по телефону: (495) 410-40-99
 
КОРЗИНА