Закрыть
(495) 410-40-99

Кира Константиновна Канаева

Канаева Кира КонстантиновнаКанаева Кира Константиновна 

 


Бесспорно, даже в наше время тотальной информированности, когда, кажется, в поисковых системах интернета можно найти кого угодно и что угодно, все-таки остаются белые пятна. Причем если в области техники и технологий они постоянно заполняются и пробелов остается все меньше, то, к сожалению, в гуманитарной сфере незаполненных граф и колонок остается еще предостаточно. Более того, их, с уходом того или иного человека из жизни, становится все больше. Удивительно, что даже прославленные люди исчезают без следа.

Одна из таких персон-загадок – актриса, писатель и педагог Канаева Кира Константиновна. Она родилась на заре прошлого ХХ столетия - 9 июля 1927 года. Еще ребенком стала очевидцем страшнейших событий: войны и разрухи, ополчения и всенародной скорби. Вместе со своими соотечественниками радовалась она и восстановлению страны.

В возрасте 22 лет, в 1949 году, Кира Константиновна окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина, и, по его окончании, была принята в труппу Московского Театра Сатиры. Там как раз безраздельно царствовал руководитель, режиссер и актер Горбатов Борис Федорович – человек вдумчивый и принципиальный, по-отцовски требовательный. Под его началом, как участница постановок по Симонову и Катаеву, Корнейчуку и Толстому, она оттачивала амплуа устроительницы нового времени. При этом научилась избегать самой сложной ловушки для исполнительницы положительных, однозначных ролей – ложного пафоса и предсказуемой плоскости в трактовке. Ее «правильные героини» разносторонни.

Первая роль в кино, на которую молодую актрису присоветовали творческой группе именно, как носительницу яркого амплуа, это роль Ирины Любашевой в фильме "Кавалер Золотой Звезды". Как только он вышел на экраны, сразу стал любим зрителями, а героиня Киры Константиновны в 1952 году даже была удостоена Государственной (Сталинской) премии первой степени. Правда, такая награда ко многому обязывает и накладывает определенный отпечаток. Сложно играть другие роли, да и режиссеры побаивались отмеченную премией такого уровня актрису привлекать к съемкам в ином амплуа. И, тем не менее, вместе с другими актрисами и актерами Московского театра Сатиры, Канаева снялась в двух телеспектаклях. Один из них был достаточно популярен – это «Свадьба с приданым» 1953 года, где ей принадлежала роль Галины, сестры Ольги. В большом кино последняя и небольшая роль состоялась в 1961 году – в фильме «Любушка» ей дали всего лишь эпизод.

Но Кира Константиновна, как иные актрисы, оказавшиеся в подобном положении, не стала заострять внимание на частичной невостребованности своего таланта. Она отдалась полностью театральной работе и работе педагогической – готовила новую артистическую поросль. Кроме того, она занялась писательством – наилучшим способом привести мысли и чувства в порядок. Ее книга «Мера всех вещей», это размышления о человеке и человечности, о воспитании и воспитанности. Она вышла в 1983 году и интересна до сих пор, несмотря на определенные моменты, неотъемлемые для авторов публицистики и мемуаров того времени. Надеемся, что, пока эта актриса жива, мы успеем узнать о ней немного более чем ее мысли, изложенные в этой книге.

 

Роли актрисы в спектаклях театра Сатиры:

Мадинат, бригадир 2-й бригады ("Женихи")

Екатерина Федоровна Круглова, его дочь ("Личная жизнь")

Ольга, Галя ("Свадьба с приданым")

 

 

 

 

Кира Константиновна Канаева в картинках

Кира Константиновна Канаева
Кира Константиновна Канаева
© 2008-2023
Почта:[email protected]
 
КОРЗИНА